ГлавнаяПолезное › Государственные тендеры на создание сайтов и их поддержку

Государственные тендеры на создание сайтов и их поддержку

Рубрика: Создание сайтов

Несколько лет назад наша компания приняла решение не участвовать в тендерах на разработку сайтов государственных организаций. Мы видели, кто выигрывает тендеры, как они их выигрывают, и что они потом делают. Поэтому мы не хотели впустую тратить время и отдали предпочтение коммерческим проектам, где в большинстве случаев решение о победителях принимается на основании рыночных механизмов и реальной конкуренции.

Недавно мы пересмотрели своё решение. Связано это с тем, что государство озадачилось необходимостью эффективного использования Интернета органами государственной власти. Сам Президент России требует прозрачности тендеров, контроля за их проведением, эффективности в расходовании средств и использования передовых технологий в управлении государством. Мы идеалисты и хотим верить, что это не просто слова и наша верховная власть будет последовательно добиваться этих целей. Мы отлично понимаем, что в один день всё не поменяется, и хотим помочь в этом благородном и нужном нашей стране деле.
Мы очень внимательно начали следить за всеми гостендерами, о которых сообщают на сайте zakupki.gov.ru по нашей тематике (создание сайтов госорганизаций и информационных ресурсов).

Первое, что бросается в глаза, – это большая активность, с которой министерства и ведомства откликнулись на призыв Дмитрия Медведева и решили срочно переделать свои сайты. Некоторые делают дополнительные ресурсы под разные направления или информационные порталы. Вроде бы здорово, но есть нюансы!

Специфика и проблемы государственных тендеров в России

Специфика государственных тендеров:

  1.  Участие в государственных тендерах – очень затратный и сложный процесс для подрядчиков. Многие индивидуальные условия тендеров выглядят абсурдно и создают искусственные ограничения для равной конкуренции. Некоторые победители тендеров на создание сайтов вызывают, мягко говоря, удивление;
  2. Начальные цены контрактов очень привлекательны для подрядчиков. Даже учитывая, что по итогам конкурса стоимость на многих тендерах серьёзно опускается, привлекательность этих проектов превосходит проекты коммерческих организаций. Это очень хорошо видно сейчас, на фоне не заканчивающегося экономического кризиса, когда все коммерческие организации пытаются сильно экономить;
  3. Цели всех проектов очень сильно размыты. Отсутствие конкретных целей, подробного описания задач, которые заказчики хотят решить с помощью Интернета, а самое главное – чётких критериев достижимости поставленных целей, делает эти проекты чистой формальностью. Невозможно оценить и понять, чем новый сайт будет лучше старого, и какую полезность получит заказчик.

Для примера несколько целей из последних тендеров:

  1. Целью работы является повышение уровня информационной прозрачности и открытости для общества YYYY , в том числе обеспечение максимального расширения объема информации о деятельности, предоставляемой гражданам, обеспечение дальнейшего повышения скорости и удобства обновления информации на официальном Интернет-сайте;
  2. Разработка специального программного обеспечения открытого информационного ресурса для размещения в сети Интернет информации о состоянии …..постоянное функционирование в сети Интернет национального сайта "ХХХХХ" для размещения информации о состоянии ….

Такими целями ответственные исполнители снимают с себя всю ответственность за потраченные бюджетные деньги. Для них главное – отчитаться за проделанную работу и потраченные деньги, результатом для них является любой созданный сайт. Под такие цели подойдёт даже старый сайт, так что можно его не переделывать, в некоторых случаях это был бы самый разумный вариант.

Причины могут быть разные:

  • Некомпетентность руководителей, которые ставят задачи. Нет чёткого понимания, для чего они это делают, какие задачи они могут решить в Интернете, как Интернет может оптимизировать их деятельность;
  •  Отсутствие мотиваций в решении конкретных задач по увеличению прозрачности или оптимизации определённых процессов в своих ведомствах. Ещё хуже демотивация, связанная с личными интересами;
  • Нежелание брать на себя ответственность, боязнь не справиться и потерять своё место. Нам сказали, мы и делаем, а что от этого нет полезности, так в этом виновата российская специфика или исполнители.

Главной проблемой государственных заказчиков я считаю отсутствие ответственности исполнителей за эффективное расходование бюджетных денег по конкретным проектам. Коммерческий бизнес себе такого позволить не может, тем более сейчас, в условиях жёсткой конкуренции.

Для того чтобы государство эффективно использовало бюджетные ресурсы и Интернет помогал решать реальные проблемы, необходима ответственность руководителей за конечный результат. Это возможно только с определением критериев, по которым будет оцениваться этот результат.

Основными целями государственных организаций в Интернете могут быть:

  • Информирование граждан об их деятельности, прозрачность работы организаций и их руководителей.
  • Борьба с коррупцией и бюрократизмом;
  • Сокращение издержек и увеличение эффективности работы;
  • Формирование общественного сознания и идеологии.

Примеры задач, которые могут решаться в Интернете:

  • Доступность и обратная связь с народом. Сокращение времени и стоимости получения и обработки жалоб населения;
  • Автоматизация процессов оформления различных документов, подачи информации или запросов. Этот позволит сократить трудоёмкость, сроки, очереди и бюрократизм при оформлении документов;
  • Облегчить доступ к различным открытым базам данных и знаний;
  • Популяризация духовных ценностей, развитие патриотизма, формирование идеологии;
  • Поиск новых сотрудников;
  • Проведение социологических исследований.

Заключение

Конечно, трудно сформулировать общие задачи для всех ведомств. У каждой организации могут быть свои специфические цели. Но для большинства задач можно подобрать количественные критерии их выполнения. Например, выполнение первой задачи можно оценить по увеличению числа обработанных жалоб и быстроте реагирования на них. Критерием выполнения второй задачи является сокращение времени оформления документов и упрощение процедуры выдачи документов. При оформлении многих документов приходится стоять в очередях, чтобы сдать документы, потом, чтобы получить. Современные технологии позволяют заполнять заявки на сайте, а документы присылать в отсканированном виде. Критерием выполнения третьей задачи является объем документов и других материалов (например, фотографий, видеороликов), находящихся в открытом доступе. Труднее всего поддается формализации 4-я задача. Сложно объективно измерить результаты идеологической работы. Изменения, если они и будут, станут заметны только через много лет. И, наконец, остаются проблемы, которые никакой сайт не решит. Жалобы будут поступать быстрее, но реагировать на них будут те же чиновники, что и сейчас. Но это уже тема для отдельной статьи.

Сегодня я позволил себе обобщённо пофилософствовать над решением глобальных проблем, связанных с государственными тендерами. Может быть, у меня это не очень хорошо получилось. Извините, зато откровенно. В следующих наших постах мы будем обсуждать конкретные тендеры, организации и факты.

Мы, Агентство интернет - маркетинга RUSIT, готовы бесплатно помочь государственным организациям и их сотрудникам по вопросам эффективного использования Интернета. Подробнее об этом читайте здесь.

Алексей Кожуховский
Руководитель Агентства интернет - маркетинга
Российские Интернет Технологии

Создание ИнтернетСайтов.РФ